Содержание статьи
Содержание

Главная / Экраны и Arduino / Графический LCD дисплей 84x48 - Nokia 5110 и Arduino

Графический LCD дисплей 84x48 - Nokia 5110 и Arduino

Помните те времена, когда мобильные телефоны были "дубовые", у них была отдельная кнопочная клавиатура и маленький монохромный жидкокристаллический дисплей? Теперь этот рынок принадлежит всяким iPhone, Galaxy и т.п., но дисплеи находят себе новое применение: diy-проекты!

Черно-белый дисплей 84х48 пикселей, который мы будем рассматривать, использовался в телефонах Nokia 3310. Основное их преимущество - легкость в управлении. Подобный дисплей отлично впишется в ваш проект для интерактивного обмена информацией с пользователем.

В статье мы рассмотрим управление этим графическим дисплеем с помощью Arduino. Рассмотрены все особенности подключения, технические характеристики дисплея и программа для Arduino.

Необходимые материалы

Дисплей nokia 5110

Технические характеристики дисплея Nokia 5110

Перед подключением дисплея и программированием Arduino давайте рассмотрим общую информацию о нем.

Распиновка

Для подключения и передачи данных на дисплее используются два параллельных ряда 8 коннекторов. На задней части дисплея нанесены обозначения каждого пина.

Дисплей nokia 5110 - коннекторы

Как уже было сказано, пины параллельно соединены между собой. Информация о назначении каждого коннектора приведена ниже.

Характеристики дисплея 5110

Питание

Вы уже обратили внимание, что на LCD дисплее 5110 два коннектора для питания. Первый - самый важный - питание логики дисплея. В datasheet указано, что оно должно выбираться в диапазоне 2.7 - 3.3 В. В нормальном режиме работы дисплей будет потреблять от 6 до 7 мА.

Второй коннектор питания предназначен для подсветки дисплея. Если вы снимете сам дисплей с платы (это делать не обязательно, можно просто посмотреть на рисунок ниже), вы увидите, что подсветка реализована очень просто : четыре белых светодиода, которые расположены по углам платы. Обратите внимание, что токоограничивающих резисторов нет.

Питание nokia 5110

Так что с питанием надо быть аккуратнее. Можно использовать токоограничивающий резистор при подключении пина 'LED' или использовать максимальное напряжение питания 3.3 В. Не забывайте, что светодиоды могут поглощать большие токи! Без ограничения, они потянут около 100 мА при напряжении питания 3.3 В.

Управляющий интерфейс

В дисплее встроен контроллер: Philips PCD8544, который преобразовывает массивный параллельный интерфейс в более удобный серийный. PCD8544 управляется помощью синхронным серийным протоколом, который подобен SPI. Обратите внимание, что есть пины счетчика времени (SCLK) и ввода серийных данных (DN), а также активный-low выбор чипа (SCE).

Выше рассмотренных серийных коннекторов установлен еще один коннектор – D/C, по которому поступает информация о том, могут ли быть отображены данные, которые передаются.

Для перечня команд, ознакомьтесь с разделом “Instructions” из даташита PCD8544 (страница 11). Есть команды, которые очищают дисплей, инвертируют пиксели, отключают питание и т.п.

Сборка и подключение дисплея 5110

Перед загрузкой скетча и передачей данных на дисплей, необходимо разобраться с подключением. Для этого необходимо решить вопрос его сборки и подключения к Arduino.

Сборка

Для "сборки" дисплея вам могут пригодится коннекторы. 8 штук будет достаточно. Можно использовать прямые ноги или расположенные под 90 градусов. Зависит от дальнейшего использования. Если вы планируете использовать монтажную плату, рельса с прямыми коннекторами, скорее всего, будет оптимальным выбором.

LCD дисплей от Nokia 5110, установленный на мини-монтажной плате:

Дисплей nokia 5110 на монтажной плате

Можно и напрямую запаять переходники к дисплею.

Подключение дисплея 5110 к Arduino

В данном примере мы подключим LCD дисплей к Arduino. Подобную методику можно легко адаптировать к другим платам и микроконтроллерам. Для подключения пинов передачи данных - SCLK и DN(MOSI) – мы используем SPI пины Arduino, которые обеспечивают быструю передачу данных. Выбор чипа (SCE), перезагрузка (RST), и пин данные/управление (D/C) могут быть подключены к любому цифровому пину. Выход от светодиода подключается к пину на Arduino, который поддерживает ШИМ-модуляцию. Благодаря этому возможна гибкая настройка яркости подсветки.

К сожалению, максимальное напряжение питания дисплея 5110 может достигать 3.6 вольт, так что подключать напрямую к стандартному выходу 5 V на Arduino нельзя. Напряжение надо настраивать. Соответственно, появляется не колько вариантов подключения.

Прямое подключение к Arduino

Самый простой вариант подключения к Arduino напрямую. В этом случае надо использовать платы Arduino Pro 3.3V/8MHz или 3.3V Arduino Pro Mini. Вариант, предложенный ниже работает с платами Arduino 5V. Это рабочий вариант, но срок работы дисплея может несколько сократиться.

Прямое подключение 5110 к Arduino

Пины подключаются следующим образом:

Прямое подключение дисплея 5110

Хороший и недорогой вариант для обеспечения дополнительной защиты - установка резисторов между пинами пинами передачи данных от Arduino к LCD 5110. Если вы используете Arduino Uno (или подобную 5-ти вольтовую плату), можно использовать резисторы номиналом 10 кОм и 1 кОм. Схема подключения дисплея с использованием резисторов приведена на рисунке ниже:

Подключение 5110 к Arduino через резисторы

Подключение такое же как и в первом примере, но в каждой цепи сигнала установлен резистор. Резисторы на 10 кОм установлены между пинами SCLK, DN, D/C и RST. Резистор номиналом 1 кОм - между пинами SCE и пином 7. Ну и 330 Ом остается между пином 9 и пином со светодиодом. and pin 7.

Преобразователи уровня

Третий вариант подключения - с использованием преобразователей уровня для переключения между 5 и 3.3 В. Для этих целей можно использовать модули Bi-Directional Logic Level Converter или TXB0104.

Подключение 5110 к Arduino с использованием преобразователей уровня

К сожалению, на дисплее пять входов для сигнала 3.3 В, а на преобразователях уровня - четыре. Можно оставить выход RTS в состоянии high (подключив его с использованием резистора на 10 кОм). В результате вы лишаетесь возможности управления перезагрузкой дисплея, но все остальные функции будут доступны.

Первый пример скетча для Arduino: LCD Demo

После благополучного подключения можно переходить к загрузке скетча и отображения данных на дисплее!

Программа для Arduino

Ниже приведена ссылка, по которой вы можете скачать скетч для управления LCD. Копируйте код в Arduino IDE и загружайте на плату:

Cкетч для LCD Nokia 5100 в zip-архиве

Комментарии в коде выше должны вам помочь разобраться в программе. Большинство действий происходит в пределах функции lcdFunTime().

Скетч в действии

После загрузки на Arduino, скетч начнет отрабатывать и запустит демо – набор стандартных анимаций и отработку графических функций. Для начала отобразим несколько пикселей. После этого мы перейдем к отображению линий, прямоугольников и кругов, прогрузим растровое изображение и т.п.

LCD 5110 - Arduino и растровое изображение

После отработки скетча, монитор перейдет в режим передачи данных по серийному протоколу. Откройте серийный монитор (со скоростью передачи данных 9600 бит в секунду). То, что вы напечатаете в серийном мониторе, отобразится на LCD мониторе.

Если вас заинтересовали возможности отображения растровых изображений, читайте дальше. Мы рассмотрим как именно можно импортировать собственное растровое изображение 84х48 и отобразить его на экране.

Второй пример скетча для Arduino: загрузка и отображение растровых изображений

В этом примере мы создадим новое растровое изображение 84х48, интегрируем его в код Arduino и отправим на LCD монитор.

LCD 5110 - Arduino и растровое изображение

Находим/Создаем/Изменяем растровое изображение

Для начала найдите изображение, которое вы хотите отобразить на LCD экране 5110. Сильно развернуться на 84х48 пикселей не получится, но все же можно. Вот некоторые примеры:

LCD 5110 - Arduino и растровое изображение

После выбора изображения, надо его подкорректировать: сделать монохромным (2-битным цветом); выдержать размер 84х48 пикселей. Для этого можно использовать большинство редакторов изображений. В том числе и Paint, если у вас Windows. Сохраните полученное изображение.

Преобразование растрового изображения в массив

Следующий шаг – преобразовать этот файл в 504-байтный массив символов. Для этого можно воспользоваться различными программами. Например, LCD Assistant.

Для загрузки изображения в LCD Assistant, перейдите в меню File > Load Image. Должно открыться окно с превью картинки. Убедитесь, что картинка правильного размера – 84 пикселя в ширину, 48 пикселей в высоту, а настройка Byte orientation установлена в режим Vertical, Size endianness в Little. Остальные настройки по умолчанию должны быть выставлены корректно (8 pixels/byte)

После этого перейдите во вкладку File > Save output, чтобы сгенерировать временный текстовый файл. Откройте этот текстовый файл, чтобы рассмотреть ваш новый замечательный массив. Измените тип массива на char (не unsigned и не const). Также убедитесь, что массив корректно назван (без тире, не начинается с числа и т.п.).

Импортируйте в скетч и рисуйте!

Скопируйте созданный массив в скетч для Arduino. Можете использовать скетч из первого примера. Вставьте ваш массив в любом месте. Теперь, чтобы отобразить ваш рисунок, замените setup() и loop() в скетче строчками, которые приведены ниже (при этом остальные функции и переменные остаются неизменными):

// ...переменные, константы и массив растрового изображения определены выше

void setup()

{

lcdBegin(); // Настройка пинов и инициализация LCD дисплея

setContrast(60); // Настройка контраста (предпочтительный диапазон – от 40 до 60)

setBitmap(flameBitmap); // flameBitmap надо заменить названием вашего массива

updateDisplay(); // Обновление дисплея, чтобы отобразить массив

}

void loop()

{

}

// Функции для управления и графики на LCD-дисплее определены ниже...

Правда, прикольно получилось? Помимо всего прочего, вы можете импортировать несколько изображений и создавать небольшие анимации! Попробуйте, уверен, вам понравится!

Ссылки для скачивания дополнительных программ, библиотек и даташитов

Даташиты на LCD-дисплей и драйвера

Библиотеки Arduino и скетчи

Программы для создания растровых изображений

Оставляйте Ваши комментарии, вопросы и делитесь личным опытом ниже. В дискуссии часто рождаются новые идеи и проекты!